Information Technologies in Education
Istituto tecnico statale commerciale e per geometri Cristoforo Colombo di Sanremo
Biblioteca Civica Francesco Corradi • Comune di Sanremo • Imperatrice Srl
Международный образовательный форум
«Глобальное образование: взгляд из Италии»
 ITE–Sanremo–2014
4 – 10 марта 2014 года, г. Сан-Ремо (Италия)

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

ГОУ Московская гимназия на юго-западе №1543
В работе обсуждается опыт создания кружка «Дискавери» для развития навыков устной речи на английском языке для одаренных детей 10-12 лет. Рассматриваются когнитивные особенности детей данного возраста, и предлагается методика интегрированного обучения языку и началам естествознания, позволяющая использовать любознательность и желание все попробовать самому для освоения английского и исследования окружающего мира.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций

Основной задачей кружка «Дискавери» для одаренных детей было, стимулируя интерес к исследовательской деятельности, побудить детей говорить по-английски, используя язык осмысленно, т.е. как инструмент для выражения своих идей. Поэтому важно выбрать темы, интересные для исследования. Детей, столь любознательных в возрасте 10-12 лет (5, 6 класс),  всегда интересует природа. Природа, как мир вокруг нас, и природа различных вещей и явлений.

Дети легко и охотно учатся, экспериментируя и играя. Они развивают в этих играх и совместных экспериментах навыки общения. В рамках каждого занятия представлены все основные виды языковой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение.

Задания отвечают потребностям учащихся всех когнитивных стилей: визуального, аудиального, вербального, кинестетического и др., что позволяет детям продемонстрировать все разнообразие своих способностей и возможностей.

Наш курс включает в себя работу над различными творческими проектами, развивающую такие качества как автономия и независимость, и различные виды групповой деятельности, развивающие навыки сотрудничества и умение работать в команде.

При работе используются аутентичные тексты и записи. Это могут быть, например, описания экспериментов и инструкции по их проведению, объяснение физических явлений, руководство по использованию микроскопа и пр.

В процессе работы над заданиями приходится применять различные навыки и умения. Например, умение угадывать и сравнивать, выстраивать логические цепочки и делать выводы, находить соответствия и противоречия.

Таким образом, дети исследуют и открывают окружающий  мир и, одновременно и незаметно для себя, английский язык.

Основные темы курса звучат следующим образом: «Эти удивительные чувства», «Сделай радугу сам», «Разноцветное колесо», «Как мы слышим», «Веревочный телефон», «Зачем нам два глаза?», «Световой портрет», «Карта вкусов» и многие другие.

Работа в команде проходит в классе. Он превращается в лабораторию, где проводятся эксперименты.

Чтобы не испортить удовольствие от самостоятельного открытия, перед началом эксперимента, необходимо спросить детей предсказать исход эксперимента – как они думают, что произойдет и почему. Затем провести эксперимент, чтобы убедиться в правоте или неправоте своих предположений, и только потом вместе попробовать объяснить результат или прочитать объяснение.

Вот некоторые из проведенных опытов:

1. «Откуда шум?» («Эти удивительные чувства: слух»)

Вы когда-нибудь задумывались, зачем человеку два уха?
Для проведения этого эксперимента вам понадобится банка с орехами или фасолью, наполненная наполовину, шарф, чтобы завязывать глаза, и друг (или несколько).
Сядьте на стул и завяжите себе шарфом глаза. Потом попросите друга потрясти банкой в разных местах: слева, справа, спереди, сзади, над головой.

Каждый раз показывайте пальцем, откуда, как вам кажется, идет звук. Сколько раз вы угадаете правильно?

2. «Карта языка» («Эти удивительные чувства: вкус»)

А вы знаете, что разные части языка «чувствуют» разное: одни – кислое, другие – сладкое, одни –  горькое, другие – соленое? Нарисуйте карту своего языка и проверьте.
Вам понадобятся четыре стаканчика с разными жидкостями: соленой водой, сладкой водой, холодным черным кофе и лимонным соком; а также – трубочки для коктейля, чтобы сделать из них пипетки.

Нарисуйте язык и разделите его на зоны. Наберите лимонного сока в «пипетку» (опустив трубочку в стаканчик и зажав потом пальцем верхнее отверстие), потом аккуратно капайте на каждый участок языка, отмеченный на рисунке. Где вкус лимона ощущается сильнее всего? Отметьте на карте.
Прополощите рот водой и повторите эксперимент с другими жидкостями, отмечая результаты исследования на карте. А что получилось у других?

3. «Веревочный телефон» («Звук»)

Если вы вдруг забыли свой мобильный телефон дома, а вам что-то очень срочно нужно сообщить другу, так чтобы никто не слышал, вам поможет веревочный телефон.

Вам понадобится длинная веревка или нитка, два пластиковых или бумажных стаканчика и ножницы.

Сделайте маленькое отверстие в дне стаканчика и проденьте туда с наружной стороны нитку. Завяжите узел, так чтобы нитка не выскочила. То же самое проделайте со вторым стаканчиком. Натяните нитку, иначе телефон не будет работать. Говорите тихо в стаканчик, а ваш друг пусть держит свой у уха. Получается?

Список использованных источников
  1. Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Введение в психологию. Санкт-Петербург: «Прайм-Еврознак», 2007.
  2. М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. Психофизиология ребенка. М.: МПСИ, МОДЭК, 2005.
  3. Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: «Прогресс», 1977.
  4. Джон Дьюи. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку. М.: «Карапуз», 2009.
  5. П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон. Развитие личности ребенка. М.: «Прогресс», 1987.
  6. Georgina Andrews, Kate Knighton. 100 Science Experiments.Usborne Publishing Ltd, 2009.
  7. Jane Bingham. The Usborne book of Science Experiments. Usborne Publishing Ltd, 2006.
  8. Sarah Burwood, Helen Dunford, Diane Phillips. Projects with Young Learners. Oxford University Press, 2000.
  9. Mick O'Hare. How to Fossilise Your Hamster. Profile Books Ltd, 2009.
  10. Jon Milton. Do Try This At Home. Macmillan Children's Books, 2008.
  11. www.sciencemuseum.org.uk
  12. www.talkscience.org.uk/resources/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  одаренные дети, интегрированное обучение, множественный интеллект, когнитивные стили, научные эксперименты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.